Коуч в бизнесе – психотерапевт, наставник или проводник

Найти баланс между бизнесом и личной жизнью, грамотно управлять своей командой, распределять время и контролировать эмоции – немногим предпринимателям удается добиться максимальной эффективности при минимуме затрат. Иногда начинает казаться, что бизнес – это источник бесконечных проблем. При таком настрое опускаются руки, и ни о каком успехе речь уже не идёт.
В решении подобных проблем может помочь бизнес-тренер. Коучинг – новое явление в российской бизнес-среде, поэтому многие начинающие предприниматели относятся к нему с недоверием.

Что такое коучинг и откуда он взялся

«Coach» переводится с английского как повозка, а на сленге британских студентов под этим словом подразумевался индивидуальный репетитор. Официальное признание в бизнесе это направление получило в 80-е годы прошлого столетия. Сегодня западные предприниматели стараются найти коуча, чтобы повысить результативность и эффективность бизнеса, в компаниях нередко можно встретить штатных консультантов.
Российские предприниматели обращаются к такому специалисту чаще всего в двух случаях:
когда только начинают свое дело и боятся наделать ошибок;
когда компания уже успела обрасти большим количеством проблем.

Коуч – кто он на самом деле

Иногда кажется, что специалисты, которые ведут бизнес тренинги для начинающих предпринимателей, сами не до конца осознают, кто же они – психологи, наставники или тренеры. Основное отличие такого наставника от тренера заключается в том, что первый практикует индивидуальный подход, а второй работает с группой.
Наставник или психолог? Определить точно будет сложно. Выбирая консультанта, бизнесмен должен знать, что существует несколько вариантов. Но в общем случае специалист работает, используя один из следующих подходов:

  • Наставник «сверху». Уже добившийся больших успехов в определенной сфере специалист может выступать в роли наставника. При таком подходе он просто позволяет молодому предпринимателю учиться, используя свой опыт как образец.
  • Специалист «снизу». В таком случае он не эталон, и, как правило, сам не имеет фантастических достижений. Однако не стоит недооценивать таких консультантов. Они дают тот самый взгляд со стороны, которого часто не хватает, чтобы выбраться из замкнутого круга. Рассматривая любую ситуацию в качестве стороннего наблюдателя, профессионал эффективнее выявляет проблемные моменты и помогает в поиске решения.
  • Менторство. Считается самым эффективным методом. Коуч-ментор помогает рассмотреть ситуацию «сверху», основываясь на своём опыте и познаниях, что позволяет бизнесмену выйти на новый уровень. Такой бизнес-тренер совмещает два предыдущих подхода. С одной стороны, он дает клиенту образец для подражания, с другой – помогает выявить ошибки. Общение с ментором заставляет структурировать и анализировать свои действия – при таком подходе найти причину проблем и способы ее устранения вполне реально.

При выборе консультанта не последнюю роль будет играть психологическая совместимость ментора и клиента. Бизнесмен не будет слушать лекции о том, как правильно работать. Сотрудничество с наставником – это взаимный обмен информацией, работа не только с интеллектом, но и с эмоциями. Консультант во многом схож с психологом – бизнесмену придется обсуждать с ним не только свои успехи, но и говорить о неудачах.

Коучинг в реальности – панацея или бесполезный тренд

Это слово само по себе звучит как рекламный слоган. В короткие сроки в нашей стране появилось огромное количество школ коучинга, экспертов и консультантов. К сожалению, многие «специалисты» хоть и называют себя таковыми, на практике ограничиваются демоверсией. В таком случае клиент теряет время и деньги, а ситуация не меняется.
Коучинг нельзя назвать панацеей. Но в то же время неправильно говорить о том, что он абсолютно бесполезен. Как и в любой профессии, в этой нише работают разные люди – и настоящие гении, и теоретики, никогда не сталкивавшиеся с реальной жизнью, и мошенники.

Сколько стоит консультация коуча?

Стоимость ее может быть разной, и выявить профессионала, ориентируясь только на прайс-лист, практически невозможно. Однако если ценник объективно отличается от аналогичных предложений на порядок, это повод задуматься.
«Я обратился к ментору, и он мне не помог» – такие ситуации не редкость. И причин неэффективности в каждом случае может быть много. Наставник не поможет, если:

  • Это мошенник. В таком случае из клиента просто тянут деньги, не давая конкретных рекомендаций.
  • Он некомпетентен. Знания, навыки, опыт, интеллект, талант, – все эти составляющие понадобятся коучу, который хочет привести своего клиента к успеху. Если их нет, то и чуда ждать не стоит.
  • Он работает по шаблону и не подстраивается под клиента. Коуч не может и не должен пользоваться готовыми решениями, подгонять всех клиентов под типовую схему. Такой стандартизированный подход экономит время и силы консультанта, но добиться положительной динамики он не позволит.

Бизнес-тренер работает как личный или семейный доктор. Он должен изучить симптомы, поставить верный диагноз и найти оптимальное индивидуальное лечение. Чтобы добиться успеха, консультант и клиент должны работать как одна команда – и ключевое слово здесь «работать».

Оставьте комментарий